Artkomi Journal

История Go Pro: из стартапа – в гиганты

Сегодня крутые парни не снимают свои подвиги на обычную видеокамеру, они запечатлевают их с помощью GoPro, пристегивая камеру ценой от $200 до $400 на шлем, на руль велосипеда, на скейт. GoPro переходит из простого названия фирмы в нарицательное, а владелец компании – в миллиардеры. Сложно представить, что когда-то Ник Вудмен был простым серфером, который очень хотел запечатлеть ощущения и красоту момента смыкающихся над головой волн.

Идея пришла ему в голову через несколько лет после окончания университета, когда основанный им портал онлайн-игр Funbug, не пережив краха доткомов в 2000–2001 годах, рухнул и увлек за собой $3,9 млн вложенных инвесторами средств. «До тех пор я никогда не терпел неудач, кроме как на занятиях по вычислительной технике, — рассказывает Вудмен. — Так что я подумал: «Черт! Может быть, я просто не способен на это».

Чтобы вернуть веру в свои силы, Вудмен взял доску для серфинга и отправился в одиссею по Австралии и Индонезии. Он изобрел манжету из ремня и эластичной ленты, чтобы крепить к запястью одноразовую камеру Kodak — так было легче управиться с ней, когда надвигалась волна. Его близкий друг, а ныне творческий директор GoPro Брэд Шмидт встретил Вудмена в Индонезии и стал одним из первых испытателей крепления. Он сделал вывод: Вудмену нужна более прочная камера, которая выдержит испытание морем. После пяти месяцев скитаний по пляжам для серфинга Вудмен вернулся в Калифорнию со свежими силами и новыми идеями.

Вудмен, которому тогда было 27 лет, заперся в доме, который он снимал вместе с приятелем в Мосс-Бич (штат Калифорния), неподалеку от Кремниевой долины. Он отгородился от жизни, в том числе от друзей и семьи, и заперся в спальне на берегу моря, конструируя первые прототипы устройства. Он решил, что надо продавать вместе крепление, камеру и защитный чехол. Вудмен вооружился дрелью, маминой швейной машинкой, надел на спину рюкзак, заполненный наполовину спортивным напитком Gatorade и наполовину водой (чтобы сэкономить время на 30-секундных походах на кухню), и работал по 18 часов в сутки. «У меня раздвижная дверь вела на улицу, поэтому я мог просто выходить пописать в кусты поблизости», — вспоминает миллиардер. Он дал себе четыре года на то, чтобы довести идею до ума; после этого он был готов все бросить и влиться в ряды наемной рабочей силы. «Я боялся, что у меня снова не получится, и был очень нацелен на успех». «Когда он начал этим заниматься, он говорил: «Я хочу основать компанию по продаже креплений на запястье для серфингистов», — вспоминает Шмидт, который поначалу скептически отнесся к идее. Вудмен добавляет: «Я решил: если удастся зарабатывать несколько сотен тысяч в год, я буду счастлив».

Одновременно с конструированием чехлов из старых гидрокостюмов и сверлением дырок в пластике Вудмен искал в интернете и на отраслевых ярмарках камеру, которую мог бы доработать и выпускать по лицензии как собственную. Он остановился на 35-миллиметровой камере китайского производства за $3,05 и выслал свои пластиковые чехлы и $5000 под честное слово малоизвестной компании под названием Hotax. Несколько месяцев спустя Вудмен получил трехмерные модели и визуализации и в сентябре 2004 года продал первый экземпляр своей камеры на выставке по активным видам спорта в Сан-Диего. Нил Дана, сосед по съемному жилью и первый сотрудник Вудмена, вспоминает, что тот был увлечен работой и постоянно думал только о будущем успехе. «Когда мы устраивали дома вечеринку, — вспоминает Дана, — он мог подняться на второй этаж и объявить: «Эй, смотри, эта штуковина сделает нас миллионерами». Вудмен ошибся лишь на три ноля.

 

За первый год продаж GoPro получила $350 000. Вудмен был одновременно разработчиком, главой отдела разработки, агентом по продажам и моделью, запечатленной на упаковке. Они с Дана обзванивали магазины с товарами для серфинга по всей стране, чтобы вывезти хотя бы часть партии, которая хранилась в доме отца Вудмена в Сосалито, на полки магазинов. В 2005 году Вудмен трижды появлялся в передачах магазина на диване QVC, там он встретился с основательницей Spanx, а ныне тоже миллиардером Сарой Блейкли, которая тогда создавала свою компанию. «Я удивлюсь, если она меня помнит, — говорит Вудмен. — Но я бы с радостью поздравил ее с успехом».

Вудмен старался не привлекать венчурный капитал — еще живы были воспоминания о неудачном опыте с Funbug, и он не хотел, чтобы в его работу вмешивались «люди в костюмах». Дана говорит: «Он хотел, чтобы компания как можно дольше оставалась частной. Чтобы можно было спокойно испытывать продукт и делать что угодно, не отчитываясь перед советом директоров». Вначале Вудмен вложил $30 000 собственных денег, $35 000, полученных от матери, и дважды по $100 000 — от своего отца. Компания начала приносить прибыль, и лишь тогда, в мае 2011 года, GoPro получила $88 млн от пяти инвестиционных компаний, в том числе от Riverwood Capital, во главе которой стоял бывший генеральный директор Flextronics Майкл Маркс, и от Steamboat Ventures, венчурного подразделения Disney’s; эти инвестиции позволили ему, членам его семьи и нескольким руководителям получить очень хорошие деньги за свои акции.

 

Поэтому теперь Вудмен может летать на Gulfstream III, в то время как раньше ему приходилось ночевать в микроавтобусе Volkswagen 1971 года выпуска и самому возить свой торговый стенд на ярмарки на арендованном грузовике, а потом сдавать выставочные материалы обратно в магазин Home Depot. Тогда он был одержим отраслевыми ярмарками, учился уговаривать топ-менеджеров и заражать их своей верой в успех в конференц-центрах от Сан-Диего до Солт-Лейк-Сити. Его большим успехом стал договор с ритейлером спортивных товаров REI. Вудмен потратил несколько месяцев, забрасывая руководителей письмами и докладами о ходе работы, и наконец спортивный гигант уступил.

Выручка за 2007 год выражалась небольшим семизначным числом, что заставило Вудмена усомниться в успехе. Основатель GoPro беспокоился, что «не сможет обеспечить компании дальнейший рост», и согласился было передать контрольный пакет группе сторонних инвесторов. Эта сделка, вероятно, состоялась бы, если бы не кризис 2008 года. Инвесторы хотели снизить оценку компании, а Вудмен проявил жесткость и отказался. «Компания росла, и, честно говоря, кризис даже не затронул GoPro», — говорит он. В том году выручка превысила $8 млн, и компания продолжила естественный рост. Следующим поворотным моментом стал 2010 год, когда камеры GoPro появились в сети магазинов электроники Best Buy. Идея Вудмена завоевала наконец всеобщее признание.

Через три дня после поездки в Монтану группа пиарщиков GoPro и корреспондент Forbes были в километре от побережья бухты Хаф-Мун (Калифорния) на судне, в паре сотен метров от которого лучшие в мире серфингисты покоряли знаменитый риф Mavericks, вооруженные своими досками, самомнением и, конечно, камерами GoPro.

С нашего судна вместе с пассажирами 40 собравшихся там резиновых лодок, водных велосипедов и яхт мы наблюдали за тем, как с грохотом разбиваются десятиметровые волны и брызги смешиваются с выхлопом лодочных моторов. Вудмен испытывал первые прототипы GoPro в этих опасных местах. Если оглядеться по сторонам, видно, что камеры повсюду: они болтаются во рту у серфингистов, их держат наблюдатели, они примотаны к шлемам спасателей на гидроциклах. «Надо снять на GoPro лодку GoPro», — кричит одна из зрительниц и направляет свое серое устройство на наше суденышко. Через несколько часов видео нашей лодки и серфингистов окажутся на YouTube.

Именно приспособленность к социальным медиа позволила GoPro из нишевого продукта превратиться в лидера продаж. Снятое ловким спортсменом видео от первого лица распространяется со скоростью вируса. Это самый простой способ получить свои три минуты славы для тех, кто совершает подвиги на выходных.

Хотя у самого Вудмена нет учетной записи на Twitter и он не активен в своем Facebook, он тратит миллионы долларов в год на то, чтобы название GoPro распространялось как хештег вместе с невероятными кадрами, снятыми при исполнении прыжка на 1080 градусов Шоном Уайтом, которого спонсирует GoPro, или Феликсом Баумгартнером, когда он устремлялся к земле из верхних слоев атмосферы (на Баумгартнере во время рекордного прыжка было пять камер GoPro). «Мы создаем один из самых привлекательных и волнующих потребительских брендов во многом благодаря контенту, который создают пользователи GoPro», — говорит Вудмен. GoPro гордится 222 млн просмотров на своем канале в YouTube и 4,7 млн лайков на Facebook.

Покорив океан и горные склоны, Вудмен хочет сделать GoPro устройством для запечатления «ценных моментов жизни». Он не одинок в этом желании.

«Моя идея состоит в том, чтобы помочь потребителям по всему миру создать экосистему, в которой будет просто и удобно записывать, выкладывать, просматривать и создавать контент на любом устройстве где угодно, когда угодно, — объясняет генеральный директор Foxconn Терри Го, который теперь входит в совет директоров компании Вудмена. — GoPro хорошо вписывается в такую экосистему».

Сейчас с необычной перспективы снимают восемь камер GoPro, направленных на генерального директора. Камеры запечатлели одно из его первых слов, сказанных, когда он ступил на твердую землю: «Ну что, прикольно!»

 

 

Вот что рассказывает Nick Woodman о своем бизнесе:

Мне провезло, мои идея с нательными камерами строилась на двух вещах, которые я страстно люблю: серфинг и фотография. Эти увлечения и является корнем успеха и причиной всех наших достижений в GoPro. Я не затевал это дело ради денег, а хотел лишь помочь людям сохранить память об их путешествиях. Мы делали это для себя, уже догадываясь, что камеры понравятся и другим.

Для того чтобы запустить проект, мне пришлось затянуть ремень и жить у родителей. Денег было мало, в путешествиях я часто спал в машине, не желая тратить деньги на номер в гостинице.

Все осложнялось тем, что такой ниши, как нательные камеры просто не существовало. Люди просто не знали, что им нужны такие камеры. Продавцы в магазинах тоже не догадывались о грядущих перспективах. Правда, забавно!