Artkomi Journal

Кола, суп и комиксы

С конца 1950-х годов во многих странах началось бурное развитие так называемого поп-арта (популярного искусства). Его образный язык был непривычен, парадоксален. В нем будто таилась насмешка над всем, что люди привыкли называть красотой, духовностью, художественным творчеством. Поп-арт боролся с абстрактным экспрессионизмом, который буквально поглотил США и Европу, и стал неким подобием академизма и массового искусства.

Итак, я хочу отметить, что в первой половине 50-х гг. интеллектуалы, занимающиеся анализом искусства, обратились к массовой культуре с целью понять ее природу, закономерности формирования и функционирования. С развитием средств массовой информации, ростом производства товаров массового спроса коренным образом менялась повседневная жизнь, а вместе с ней менялись искусство и культура в целом. В начале второй половины XX века многим стало ясно, что зарождавшееся популярное искусство требовало не презрения и порицания, но прежде всего адекватного теоретического осмысления, так как оно не могло быть полностью сведено к довоенным или еще более ранним образцам и тенденциям. В атмосфере повышенного интереса к вопросам массовой культуры и возник поп-арт.

 

 

В 1963 г. в Нью-Йорке состоялась ретроспективная выставка работ американского поп-художника Р. Раушенберга. Входя в зал, зритель видел огромную «Белую картину» – полотно, покрытое белилами. Рядом висела «Черная картина» – измятые обрывки газет, заляпанные черной краской, и полотно под названием «Шарлин» – композиция из зеркальца, кусочков ткани и дерева, обрывков рубашки, расплющенного зонтика, почтовой открытки, литографий с картин старых мастеров и беспрерывно мигающей электролампы.

Было выставлено и знаменитое произведение художника под названием «Кровать» – натянутое на подрамник одеяло, покрытое потеками и брызгами краски. Однажды не нашлось денег на покупку холста, и ему пришла в голову мысль натянуть на подрамник одеяло, прикрепить к нему подушку и покрыть их пятнами и брызгами красок, оказавшихся под рукой. Одеяло вместо холста – почему бы и нет?

Роберт Раушенберг вышел из абстрактного экспрессионизма. В его работах, сочетающих экспрессию и жест, появились первые ноты той музыки, которой стала искусством в США и во всем мире. Обрывки газет, ткани, мусор – все то что было обыденным и окружающим нас, быстро нашло свое применение в коллажах Раушенберга.

Поп-искусство создавалось вне норм, образцов и традиций, любым способом и из любых материалов. Художник мог заимствовать мотивы и образы из рекламы, модного журнала, комиксов – банальные и безвкусные. Не думая, он «дополнял» живописное полотно разными предметами, приставленными, приклеенными или привешенными к нему (очки, деньги, окурки, костюм на вешалке, лестница-стремянка).

 

 

В 1952 году несколько художников, критиков  и архитекторов при институте современного искусства в Лондоне создали «Независимую группу», которая изучала современные технологии и городскую культуру. На почве исследований они пытаются сформировать новое искусство.  За основу они взяли американскую культуру, которая вызывала  двойственные чувства иронии и восхищения. Один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй для обозначения этого стиля предложил термин «поп-арт».  Первой работой, которая стала иконой этого направления стал коллаж Ричарда Гамильтона  «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?» 1956 год. После этого соединение различных предметов печатной продукции становится одним из основных приемов поп-арта. Дальнейшие студенты института использовали в работах городские изображения – граффити,  рекламные плакаты.  Немного позже в Америке публика увидела произведение, которое в дальнейшем  станет узнаваемым во всем мире. Это работа Энди Уорхола, выполненная в технике шелкографии – портрет Мерилин Монро. Вскоре к этой работе прибавились другие не менее известные:   комиксы Лихтенштейна в формате масляной живописи, огромные виниловые гамбургеры и другие.

Критика по-разному относилась к появившемуся направлению. Некоторые говорили, что это не искусство, а анти-искусство. Однако в Лос-Анджелесе его приняли превосходно, так как там отсутствовала строгая художественная традиция и существовали богатые жители, которые очень желали коллекционировать работы современного искусства. С помощью многочисленных выставок Поп-арт распространился по всей Европе.

 

 

Отличительная черта поп-арта – сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или бесценно, одинаково красиво или безобразно, одинаково достойно или недостойно. Только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации гвозди и мадонну Рафаэля, пудру и фугу Баха. Точно так же поступает и поп-художник.

Новая предметность, которую в начале XX века утверждал кубизм, возвратилась в предметных компиляциях поп-арта. Обратившись к миру вещей, созданных массовым промышленным производством, поп-арт быстро вошел в сферу современной массовой культуры и соединился с рекламой, дизайном, оформительским искусством. Англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство, термин объясняется также значением звукоподражательного английского “pop” – отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть как искусство, производящее шокирующий эффект.

Новое искусство буквально ударяло по обществу и публике, как в свое время такие же шлепки наносили импрессионисты, кубисты.