Artkomi Journal

Разрушение

5 февраля 1916 года кабак «Кабаре Вольтер» был забит до отказа: нищие и голодные художники, поэты, пацифисты и анархисты. В Цюрихе, куда съезжались дезертиры и эмигранты, кабак стал популярным и известным достаточно быстро. Дешевые билеты в пару франков привлекали не только ценителей и поклонников авангарда, студентов, местных буржуа и простых людей. Запах сигарет, парящий и заполнявший кабак дым, вкус дешевого пива и всю эту картину дополняли шума барабанов на сцене. Помимо театральных сцен здесь проводились выставки Пикассо, Модильяни, Кандинского, футуристов.

 

 

Вместе с рождением «Кабаре Вольтер» и начинается зачатие дадаизма. Всем известный модернизм XX века включал в себя и дадаизм, который стал предшественником сюрреализма. Швейцария, Франция и Германия – страны, в которых зажигались новые художественные таланты. Новое авангардное течение нашло свое место в изобразительном искусстве, театре, кино и литературе.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей Европы необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Дадаисты, которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали. Суть самовыражения – провокация и китч, как единственный возможный способ существования. Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественным приемом был коллаж и его разновидность. Вся суть дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

Дадаисты – абсолютные нигилисты. Основные принципы нового художественного течения: иррациональность, отрицание признанных и устоявшихся канонов в искусстве, цинизм, разочарованность. Дадаизм- анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности перед ужасом войны и капитализма.

Новое течение буквально привело в испуг общество: дадаисты ставили шокирующие спектакли, проводили провокационные фестивали и эпатирующие выставки. Дадаисты выставляли напоказ свое негативное отношение к устоям морали, религии, красоты и разума. Традиции во всех этих областях для них ничего не стояли и были пустым местом. Последователи дадаизма своими скандальными постановками в театрах стремились изменить существующие на тот момент взгляды на искусство. Все, кто считал себя дадаистом, участвовали в выпуске манифестов и журнала под названием «Кабаре Вольтер». Таким образом, единомышленники-дадаисты пытались выразить свое понимание существовавшего на тот момент искусства.

 

 

Живописцев-дадаистов возглавил М. Дюшан, который изъявлял желание внедрять в существовавшую тогда художественную культуру какие-то обыденные с точки зрения простого человека вещи. Например, велосипед или колесо от того же велосипеда. Его стремление очевидно – стереть грань между жизнью и искусством.

 

 

 

Вместе с Франсисом Пикабиа они пытались шокировать весь мир. Их сущность высвободилась на американской земле, где расцветал в начале 20 века авангардизм. Скандал был вызван известным в истории искусства фактом: М.Дюшан пытался показать на выставке писсуар с говорящим названием «Фонтан».

 

 

А картина “LHOOQ” вообще представляет прямую насмешку над классическим искусством в живописи. У Моны Лизы пририсованы были усы.

 

 

Уже в 1922 году дадаизм прекратил свое существование. Его поглотило другое направление в искусстве – сюрреализм. Можно сказать, что дадаизм явился основой для более глубокого развития абстракционизма. Ведь многие последователи данного модернистского направления стали впоследствии именно авангардистами. Такое развитие не сложно было бы предположить. Ведь сюжеты картин прямо говорят об изображении абстрактных образов.