Artkomi Journal

 «Сделать как я не вы сможете. Только лучше!»

Существование абстрактного искусства, его значимость и признание было утверждено в прошлом веке. Ведущие музеи мира и искусствоведы доказали, что духовные поиски, беспредметная форма и гармония цвета в нефигуративных образах имеют право на жизнь.

Долго думая о том, как назвать эту статью, я все никак не мог подобрать различные и красивые прилагательные и существительные, которые используют искусствоведы к творчеству Сергея Федотова, чья масштабная выставка проходила в мае в Центральном Доме Художника на Крымском Валу. Экспозиция заняла два больших зала, и на ней было представлено 180 живописных экспрессивных полотен.

Цитата, выставленная в заголовок, абсолютно честно отражает необразованность и неподготовленность зрителя к любому объекту или живописи, относящейся или к модернизму, или к современному искусству. Живопись Сергея Федотова – красная тряпка, раздражитель и возбудитель сонных зевак. Уже выставляясь около 15 лет в Москве и в других странах, Сергей получил известность, а его картины покупают за приличные деньги ( или скорее неприличные, «как можно такое купить, да я сам так намажу»), музеи могут похвастать наличием полотен в коллекциях, а ведущие искусствоведы и критики пишут статьи. О Сергее писали такие авторы как Брюс Хиландер и Андрей Толстой.

 

Кто же такой этот провокатор Сергей Федотов? Для начала, вы можете посмотреть его сайт и зайти на YouTube.

 

Для обычного зрителя, незнакомого с творчеством Сергея и с абстрактным экспрессионизмом, не существует понятия «духовность, внутренняя сила». Он хочет видеть простые ясные вещи, о которых писал ещё Василий Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве». Отец абстрактного искусства отмечал, что такие картины оставляют запертую внутри человека душу. Свой путь Федотов начинал с таких работ, сделанных на натуре и написанных фигуративно, в них смешивались экспрессионизм и импрессионизм, не смотря на энергию мазка и цвета были видны вполне четкие образы.

Крым, который вернулся к своей исторической родине – России, стал целым колодцем сюжетов, в котором Сергей искал вдохновение, и оттуда вышли первые его морские пейзажи и натюрморты, пропитанные запахом моря, теплом и радостью.

Казалось бы, художник пишет простые и вроде ясные очевидные картины, но далее все больше и больше он уходит от фигуративных картин, добавляя в них экспрессии и нефигуративных элементов, и через несколько лет плотной работы и творчества приходит к своему авторскому стилю, благодаря которому он стал известен в Москве и за её пределами.

 

 

Картины стали больше в размерах. В основном работая на огромных подрамниках и холстах, Сергей умудряется не только не бояться размера, но и легко и с лихим движением кисти и мастихина размещать свои образы и переживания, наполненные чистым и искренним переживанием.

На первый взгляд любая абстрактная картина может являться и декоративным произведением, и просто салоном, а может быть зеркалом души художника, ментальным порталом, через который идет эмоция к зрителю. Сергей Федотов, физик по образованию, свои полученные опыт и знания в МГУ, старался вкладывать и внедрять в экспрессивные полотна, которые стали целыми механизмами и атомами. Именно это и позволяет открыть тот самый портал, который может запросто очаровать неподготовленного зрителя.

Центральный Дом Художника, где проходила выставка Сергея, стала целой вселенной, где каждая картина была частицей, и ей было дано свое место. В основном это были полотна, выполненные в 2010-2013 годах, и несколько картин, свежих, текущего года.

 

 

Первое, что бросается в глаза при неоднократном просмотре экспозиции – это техника, в которой работает Сергей Федотов. Авторская техника, берущая своё начало в 2005-2006 годах, и достигшая своего апогея в 2010 году, открывается новыми красками и фактурами. Такие картины как Лунная Соната, Мартовский лес, Мальвы, Неспокойно, Квантовые поля и д.р., отчетливо отражают новые авторский ход. Уже нет той массы полотна, тех огромных мазков и напластанной краски. Сначала, кажется, что это всего лишь «большой этюд, набросок», но потом цвета и движения кисти подтверждают догадку, что это законченное высказывание, отмеченное классически в двух местах полотна подписью художника.

Самое интересное, что не имея специального художественного образования, Сергей Федотов самозабвенно и мастерски изучает и переносит на свой лад приемы, открытые Эмилем Нольде, Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни и другими художниками.

Видоизменив технику, Сергей теперь делает более легкие картины, где второй план, быстро сменяется первым, явно выделяющимся за счет вихревых мазков и ударов мастихина.

 

 

Классические Федотовские полотна, выполненные экспрессивно и объемно, безусловно, присутствуют на выставке. Уже знакомый зрителю Черный лес, Русское поле, зимние и осенние абстракции. Именно в этих полотнах раскрылся талант Сергея как художника и его монументальность и профессионализм. Он не боится трактовать по несколько раз такие сюжеты как лес, поле и деревья, каждое новое полотно выглядит совсем иначе и отличается во многом от своих «братьев».

Сергей Федотов не только делает обычные абстрактные полотна, но и портреты и натюрморты. Портретный жанр также экспрессивен, и я бы сказал, агрессивен. Автопортреты, датируемые 2007-2011 годами, четко и ясно отсылают к творчеству немецких экспрессионистов, и в частности Франку Ауэрбаху. Сергей рискованно себя изображает с пустыми глазницами с искривлённым лицом и руками-граблями. Цикл со стоматологом очевидно приводит к размышлению о творчестве легендарного Фрэнсиса Бэкона, чьи поиски и кусочки идей безусловно есть в портретах Федотова, который не стесняется пользоваться наследием мировой культуры и живописи.

 

 

Очень часто можно слышать насмешки, хамство и оскорбления в адрес творчества Федотова, как в живую, так и в интернете. Очень удивила группа Вконтакте «Клуб противников художника Сергея Федотова», чей костяк составили замшелые и в одночасье молодые академисты, застрявшие где-то в середине прошлых пары веков. На выставке у Сергея есть замечательная картина, название которой говорит за себя и ехидно отражает мнение автора к таким зрителям – “Портрет человека, плюющего на эту картину” (2013). Ничем не задеть Федотова, который уперто и назло всем любителям салона занимается «бессмысленной мазней». Не правда ли, господа академисты?

Кажется, что обойти стороной тему цветов никак не получится, потому что в своих картинах, посвященных теме растений, Сергей умудрился тоже уйти от более ли менее фигуративного образа к полной абстракции. Абстрактные цветы, Белая Сирень, Весеннее обострение наполнены тем запахом, который так привлекает нас в них. Словно матёрый шеф-повар, Сергей производит картины на тему цветов почти как кулинарные и аппетитные шедевры. Особенно впечатляет картина Белая Сирень (2013), где куски краски, буквально чуть ли не брошенные и не кинутые на холст, создают образ вкусного и сладкого вкусного салата. Эта картина дает связь с творчеством Джоан Митчелл, известной американской абстракционисткой.

Последние пару лет, Сергей старается осваивать новую технику, схожую с полотнами живой легенды абстрактного искусства Герхарда Рихтера. Морские пейзажи, сделанные в двух сериях и разных размерах, открыто показывают новые поиски форм и движений мастихина в руках Федотова, всё также мастерски работающего с цветом. Полотна Подводный мир, Готика, Белые столбы, Трансцендентный пейзаж являются огромными столами, где течет и вихрится внутренняя энергия личности Сергея Федотова, смелого и неповторимого художника, авантюриста и философа.

 

 

Мне кажется, описав банальные сюжеты, выполненные рукой автора, я не могу не оставить без внимания цикл из трёх картин, тема которого нефть, богатство и современная политика. Три картины: «С чего начинается Родина», «Жизнь удалась», «Дон- Кихот 21 века» связаны одной внутренней силой и тематикой: бизнес, обогащение, личные интересы, коррупция, и личный эгоизм. Сергей с лихостью наносит удар по больной для России темы – нефтегазовая игла или шприц, на котором держится современные ресурсы в мире.

Самой впечатляющей работой на выставке является огромный диптих Черное золото. Картина, которая издалека кажется лишь очередным большим холстом, при просмотре вблизи оказывается громадной черной дырой, которая все разрастается и расширяется, буквально поглощает своими размерами, фактурой и ландшафтом. Масляные кобальт и хром, присутствуя в реальности в структуре металла, в картине буквально соединяются с каждым ярким и теплым цветом.

Подводя итоги, следует отметить, что выставка является серьезным этапом как и для художника, так и для современной арт – сцены Москвы, практически заполненной современными «художниками» и интеллектуалами, работающими с инсталляциями, объектами и прочими вещами. Живопись не умерла, но находится в чахлом состоянии, и реальных живописцев очень мало. Самое забавное, что в эти же дни, и рядом в Парке Горького открылась в ЦСК «Гараж» выставка актуального искусства (ага, есть и такое). Сходив и туда, и к Сергею, могу сказать с 100% гарантией и ответственностью за свои слова, что «Гараж» показал по-детски нелепую и смешную выставку, которую за серьезное событие даже не стоит брать в расчет.

В отличие от всех этих псевдо-художников, Сергей Федотов ничего не доказывает, и не пытается оправдать. Он просто работает и делает это уверенно и честно, как подобает настоящему профессионалу, остается самим собой.