Artkomi Journal

«Музыка цветового поля»

Марк Ротко, он же Маркус Роткович, – один из лидеров и классиков мировой современной живописи, в частности абстрактного экспрессионизма, художественного направления, появившегося в  Америке.

 

У него были в творчестве и этапы сюрреализма, и ташизма, и экспрессионизма, но настоящее признание и известность он получил за счет изобретения письма цветового поля – изображение на холсте мультиформ и плоскостей различных цветов и переливаний.

 

Ротко пишет: «Я остаюсь верным материальной реальности мира и предметности вещей. Я только увеличиваю пространство этой реальности, прилагая к ней равнозначные  свойства с переживаниями в более знакомом нам окружении. Я настаиваю на равнозначном существовании мира, порожденного сознанием с миром, порожденным Богом вне его. Если я нерешителен в использовании знакомых объектов, то это потому, что я отказываюсь умножать их видимость ради воздействия, для услужения которому они устарели, или для которого они, возможно, никогда и не были предназначены».


Ротко писал на предельных физических свойствах краски, объединяя свободу духа и использование цвета без теней, наблюдение за которой, свойственно не-абстрактному искусству.

 

При просмотре больших полотен Марка Ротко возникает уникальное чувство левитации,  растворенности, погружения.


 

Живопись цветового поля предполагает, что зритель должен оказаться внутри картины. В этом смысле живопись Ротко гораздо революционнее и радикальнее любых фантастических представлений о так называемой виртуальной 3D реальности. Никакие трехмерные очки не позволят ощутить такой вовлеченности в другой мир, как  воздушные поля Марка Ротко.

Идеальным зрителем является человек, стоящий и несколько раз подходящий к двери в мир беспредметности художника.

 

Ротко не считал себя абстракционистом: «Я не абстракционист. Я не интересуюсь  отношениями цвета и формы или ещё чего-то там. Я заинтересован только в том, чтобы выразить базовые человеческие чувства –  трагедию, экстаз и так далее. Факт, что многие люди плача, падают перед моими картинами, получают тот же религиозный опыт, что и я, писав эти картины».

 


Для оформления своих цветовых полей Ротко использовал несвойственные для большинства произведений современной живописи специальные технические приемы, чем смог добиться должного эффекта. Гениальный художник не облачал картины в массивные рамы, а подчеркивал красоту полотен тонкими плашками-кромками, соответствующими их цвету. Кроме этого специально тонировались края полотен градиентом, благодаря чему границы картины как будто терялись. Художник использовал способ, с помощью которого внутренние границы квадратов становились нечеткими. Этот прием позволил добиться эффекта дрожания, пульсации пятен, наложения цветовых блоков, похожих на дрожание света ламп. До конца 60-х годов Ротко добивался мягкости таких переходов и растворения одного цвета в другом с помощью масла, а потом – благодаря непрозрачному акрилу, широко используемому в современной живописи. Художник создавал свои холсты с расчетом, что зритель будет созерцать их с 1,5-метрового расстояния. Только в этом случае трехметровые картины обладают своим непревзойденным эффектом.

 

Произведения, написанные Ротко,  в периоде, начавшемся в конце 40-х годов и продолжавшемся до смерти художника в 1970 году и называемого «классическим» в творчестве мастера, представляют собой логическое продолжение его экспериментов с так называемыми «мульти-формами».


 

Минимализированый способ работы с выразительными свойствами цвета достигает здесь апогея. Но подобные цветовые поля не являются проявлением «цвета ради цвета», это способ, метод, избранный художником для того, чтобы сказать о глубинных, внутренних эмоциональных уровнях сознания посредством цвета и абстрактной геометрики. Становятся другими срежиссированные художником отношения «произведение–зритель».

Произведение перестает быть внешним объектом по отношению к воспринимающему его, оно вступает в активное взаимодействие со зрителем. Благодаря внушительным размерам и определенным образом организованной экспозиции полотно погружает в себя зрителя, открывая для него пространство пульсирующего цвета.