«Музыка цветового поля»

Художник музыка цветового поля

Марк Ротко, он же Маркус Роткович, – один из лидеров и классиков мировой современной живописи, в частности абстрактного экспрессионизма, художественного направления, появившегося в  Америке.

 

У него были в творчестве и этапы сюрреализма, и ташизма, и экспрессионизма, но настоящее признание и известность он получил за счет изобретения письма цветового поля – изображение на холсте мультиформ и плоскостей различных цветов и переливаний.

 

Ротко пишет: «Я остаюсь верным материальной реальности мира и предметности вещей. Я только увеличиваю пространство этой реальности, прилагая к ней равнозначные  свойства с переживаниями в более знакомом нам окружении. Я настаиваю на равнозначном существовании мира, порожденного сознанием с миром, порожденным Богом вне его. Если я нерешителен в использовании знакомых объектов, то это потому, что я отказываюсь умножать их видимость ради воздействия, для услужения которому они устарели, или для которого они, возможно, никогда и не были предназначены».


Ротко писал на предельных физических свойствах краски, объединяя свободу духа и использование цвета без теней, наблюдение за которой, свойственно не-абстрактному искусству.

 

При просмотре больших полотен Марка Ротко возникает уникальное чувство левитации,  растворенности, погружения.

цветовое полотно

 

Живопись цветового поля предполагает, что зритель должен оказаться внутри картины. В этом смысле живопись Ротко гораздо революционнее и радикальнее любых фантастических представлений о так называемой виртуальной 3D реальности. Никакие трехмерные очки не позволят ощутить такой вовлеченности в другой мир, как  воздушные поля Марка Ротко.

Идеальным зрителем является человек, стоящий и несколько раз подходящий к двери в мир беспредметности художника.

 

Ротко не считал себя абстракционистом: «Я не абстракционист. Я не интересуюсь  отношениями цвета и формы или ещё чего-то там. Я заинтересован только в том, чтобы выразить базовые человеческие чувства –  трагедию, экстаз и так далее. Факт, что многие люди плача, падают перед моими картинами, получают тот же религиозный опыт, что и я, писав эти картины».

 

картина цветовое поле

Для оформления своих цветовых полей Ротко использовал несвойственные для большинства произведений современной живописи специальные технические приемы, чем смог добиться должного эффекта. Гениальный художник не облачал картины в массивные рамы, а подчеркивал красоту полотен тонкими плашками-кромками, соответствующими их цвету. Кроме этого специально тонировались края полотен градиентом, благодаря чему границы картины как будто терялись. Художник использовал способ, с помощью которого внутренние границы квадратов становились нечеткими. Этот прием позволил добиться эффекта дрожания, пульсации пятен, наложения цветовых блоков, похожих на дрожание света ламп. До конца 60-х годов Ротко добивался мягкости таких переходов и растворения одного цвета в другом с помощью масла, а потом – благодаря непрозрачному акрилу, широко используемому в современной живописи. Художник создавал свои холсты с расчетом, что зритель будет созерцать их с 1,5-метрового расстояния. Только в этом случае трехметровые картины обладают своим непревзойденным эффектом.

 

Произведения, написанные Ротко,  в периоде, начавшемся в конце 40-х годов и продолжавшемся до смерти художника в 1970 году и называемого «классическим» в творчестве мастера, представляют собой логическое продолжение его экспериментов с так называемыми «мульти-формами».

цветовое поле

 

Минимализированый способ работы с выразительными свойствами цвета достигает здесь апогея. Но подобные цветовые поля не являются проявлением «цвета ради цвета», это способ, метод, избранный художником для того, чтобы сказать о глубинных, внутренних эмоциональных уровнях сознания посредством цвета и абстрактной геометрики. Становятся другими срежиссированные художником отношения «произведение–зритель».

Произведение перестает быть внешним объектом по отношению к воспринимающему его, оно вступает в активное взаимодействие со зрителем. Благодаря внушительным размерам и определенным образом организованной экспозиции полотно погружает в себя зрителя, открывая для него пространство пульсирующего цвета.

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *