Artkomi Journal

Ярость экспрессионизма

Э. Мунк "Крик"

Мы продолжаем рассматривать историю и направления живописи, на очереди – экспрессионизм. Простым языком о серьезном искусстве рассказывает Валентин, художник и журналист. Прошлые выпуски проекта “Истории живописи” вы сможете найти по одноименному тегу.

Конец XIX века был фантастически богатым на различные новые открытия в искусстве. Европу буквально сотрясали различные политические события, которые впредь сказались и на художественной среде. Италия породила футуризм, Швейцария – дадаизм, а Франция принесла на свет кубизм и фовизм. Германия не оставалась в стороне, и на рубеже веков здесь родилось одно из самых ярких и неоднозначных направлений в искусстве – экспрессионизм.

Экспрессионизм стал спорной культурой. С одной стороны, экспрессионисты не упускали какой угодно возможности для громкой декларации на тему рождения нового течения, с другой стороны, – рекомендовали отказаться от реальности ради углубления в субъективное переживание. Поклонение индивидуализму в экспрессионизме удивительным образом совмещается с непрерывным стремлением объединяться.

 

Первая группировка художников-экспрессионистов появилась в 1905 году и называлась «Мост». Основателями были архитекторы: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. «Мост» представлял собой крошечную художественную коммуну – художники которой жили и работали вместе.

Экспрессионизм возник как острая и болезненная реакция на уродство зарождающегося капитализма, на Первую Мировую Войну и революционные события. Полотна экспрессионистов наполнены страхом и болью, криком и ужасом, страданием и грустью. Одна из задач экспрессионизма – не отражение реальной действительности, а полная и глубокая передач чувств и ощущений изнутри. Самые известные и распространённые приемы: смещения предметов, преувеличение и упрощение, использование пронзительных красок и тонов, острые контуры и очертания фигур.

Банальность, уродство и противоречия современной жизни все больше разжигали у художников чувства боли, отвращения, разочарования.

 

Экспрессионизм овладел почти всей художественной Германией и всеми областями искусства: литература, кинематограф и многое другое. Протекая в сфере искусства, экспрессионизм носит все признаки явления более широкой общественной и мировой значимости. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства. Конечно, было бы смешно смешивать и сравнивать его с бесчисленными школами, бывшими до него, с существующими или зарождающимися. Вполне естественное развитие социальных и метафизических причин, способствовавших его проявлению, параллелизм сопутствующих ему политических событий, не вполне точная формулировка, дающая ему желательную широту и живучесть,— все эти обстоятельства обусловили для экспрессионизма высшую значительность, почти выталкивая его за границы искусства. Экспрессионизм – протест, бунт против мимолетных впечатлений импрессионизма, против формальностей футуризма, против духовного тупика искусства и застоя в Европе.

Экспрессионизму характерна усиленная выразительность, откровенность. Импрессионисты давали иллюзию реальности окружающего мира, а через экспрессионизм выражалась реальность настоящего времени и внутренних эмоций. Экспрессионизм выдвинул истину, забытую импрессионизмом. То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой. Подобно тому, как композитор не заимствует звуков из природы, так, согласно теории экспрессионизма, и художник не берет своих образов из мира. Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе. Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны. Экспрессионист дает свет, пронзающий краски. Еще одна характерная черта, экспрессионисты преклоняются перед простотой, перед примитивом. Дикарь и ребенок — его идеалы. Экспрессионизм обращается к ним, потому что рафинированная утонченность современного человечества претит его опрощенной душе.

 

История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная с постмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходит из Сезанна, второе — из Ван Гога; первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата; второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упирается в тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игры чистыми красками и линиями.

Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость. Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка, Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей – экспрессионистов поменяли восприятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства. Экспрессионизм дал много задатков для новых направлений. Самые яркие – это абстрактный экспрессионизм, ташизм и нео-экспрессионизм, примитивизм. Художники данных направлений брали основу экспрессионизма – эмоции и работали с ней как с внутренней эстетикой.

Модильяни “Anna Zborowska”

 

Э. Нольде «Осеннее море VII», 1910

 

Э. Кирхнер “Лунная зимняя ночь”


В. Кандинский “Пляжные корзины в Голландии”