Ярость экспрессионизма

Э. Мунк "Крик"
Э. Мунк "Крик"
Мы продолжаем рассматривать историю и направления живописи, на очереди – экспрессионизм. Простым языком о серьезном искусстве рассказывает Валентин, художник и журналист. Прошлые выпуски проекта “Истории живописи” вы сможете найти по одноименному тегу.

Конец XIX века был фантастически богатым на различные новые открытия в искусстве. Европу буквально сотрясали различные политические события, которые впредь сказались и на художественной среде. Италия породила футуризм, Швейцария – дадаизм, а Франция принесла на свет кубизм и фовизм. Германия не оставалась в стороне, и на рубеже веков здесь родилось одно из самых ярких и неоднозначных направлений в искусстве – экспрессионизм.

Экспрессионизм стал спорной культурой. С одной стороны, экспрессионисты не упускали какой угодно возможности для громкой декларации на тему рождения нового течения, с другой стороны, – рекомендовали отказаться от реальности ради углубления в субъективное переживание. Поклонение индивидуализму в экспрессионизме удивительным образом совмещается с непрерывным стремлением объединяться.

 

Первая группировка художников-экспрессионистов появилась в 1905 году и называлась «Мост». Основателями были архитекторы: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. «Мост» представлял собой крошечную художественную коммуну – художники которой жили и работали вместе.

Экспрессионизм возник как острая и болезненная реакция на уродство зарождающегося капитализма, на Первую Мировую Войну и революционные события. Полотна экспрессионистов наполнены страхом и болью, криком и ужасом, страданием и грустью. Одна из задач экспрессионизма – не отражение реальной действительности, а полная и глубокая передач чувств и ощущений изнутри. Самые известные и распространённые приемы: смещения предметов, преувеличение и упрощение, использование пронзительных красок и тонов, острые контуры и очертания фигур.

Банальность, уродство и противоречия современной жизни все больше разжигали у художников чувства боли, отвращения, разочарования.

 

Экспрессионизм овладел почти всей художественной Германией и всеми областями искусства: литература, кинематограф и многое другое. Протекая в сфере искусства, экспрессионизм носит все признаки явления более широкой общественной и мировой значимости. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства. Конечно, было бы смешно смешивать и сравнивать его с бесчисленными школами, бывшими до него, с существующими или зарождающимися. Вполне естественное развитие социальных и метафизических причин, способствовавших его проявлению, параллелизм сопутствующих ему политических событий, не вполне точная формулировка, дающая ему желательную широту и живучесть,— все эти обстоятельства обусловили для экспрессионизма высшую значительность, почти выталкивая его за границы искусства. Экспрессионизм – протест, бунт против мимолетных впечатлений импрессионизма, против формальностей футуризма, против духовного тупика искусства и застоя в Европе.

Экспрессионизму характерна усиленная выразительность, откровенность. Импрессионисты давали иллюзию реальности окружающего мира, а через экспрессионизм выражалась реальность настоящего времени и внутренних эмоций. Экспрессионизм выдвинул истину, забытую импрессионизмом. То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой. Подобно тому, как композитор не заимствует звуков из природы, так, согласно теории экспрессионизма, и художник не берет своих образов из мира. Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе. Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны. Экспрессионист дает свет, пронзающий краски. Еще одна характерная черта, экспрессионисты преклоняются перед простотой, перед примитивом. Дикарь и ребенок — его идеалы. Экспрессионизм обращается к ним, потому что рафинированная утонченность современного человечества претит его опрощенной душе.

 

История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная с постмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходит из Сезанна, второе — из Ван Гога; первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата; второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упирается в тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игры чистыми красками и линиями.

Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость. Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка, Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей – экспрессионистов поменяли восприятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства. Экспрессионизм дал много задатков для новых направлений. Самые яркие – это абстрактный экспрессионизм, ташизм и нео-экспрессионизм, примитивизм. Художники данных направлений брали основу экспрессионизма – эмоции и работали с ней как с внутренней эстетикой.

Anna Zborowska Модильяни

Модильяни “Anna Zborowska”

 

Э. Нольде «Осеннее море VII», 1910

Э. Нольде «Осеннее море VII», 1910

 

Э. Кирхнер "Лунная зимняя ночь"

Э. Кирхнер “Лунная зимняя ночь”


В. Кандинский "Пляжные корзины в Голландии"

В. Кандинский “Пляжные корзины в Голландии”

 

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *