Несколько простых, но практичных рекомендаций по организации офисного пространства, в котором удобно и приятно работать, не мешая друг другу.
Согласно исследованию Bentley University, проведенному в 2013 году, которое американский Forbes назвал самым исчерпывающим проектом по изучению отношения к работе так называемого поколения Y (родившихся в 1980 — 90-е годы), молодые люди скептически относятся к идее работать в традиционных офисах. 60% респондентов заявили, что не хотят работать в офисе на сторонюю частную структуру. Во многом — из-за того, что условия, в которых приходится работать их родителям в больших офисах, не кажутся молодежи привлекательными. Сильнее всего респондентов раздражают типичные офисные пространства, где все сотрудники вынуждены сидеть в одном помещении целый рабочий день.
iBusiness.ru недавно опубликовал статью, в которой описывались самые распространенные причины недовольства openspace-офисами. Сегодня речь пойдет о решениях, помогающих минимизировать негативные стороны такой организации рабочего пространства.
Возможность поработать в гостиной или укромных местах
Сидение на рабочем стуле в течение полного рабочего дня вредно для здоровья. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Сиднея, доказало, что работник, который каждый день сидит на стуле перед компьютером от 8 до 11 часов, рискует преждевременно умереть на 15% больше, чем тот, кто постоянно двигается. Между тем, типичный американский работник проводит на рабочем месте в среднем 7 часов и 56 минут. Это опасно в особенности для людей старше 45 лет. Люди этой возрастной группы обычно проводят на стуле по крайней мере 11 часов в день, и это увеличивает риск их преждевременной смерти на 40%. Примечательно, что регулярные физические упражнения практически никак не влияют на последствия долгого сидения на одном месте.
Чтобы справиться с проблемой, во многих офисах вводят правило: несколько часов в день человек должен проработать стоя. Для этого предусмотрены специальные высокие столы. Это помогает, но желающих работать за компьютером стоя не так много. Хорошая альтернатива — оборудовать специальную гостиную, где сотрудники могут время от времени сидеть за своими ноутбуками и общаться друг с другом в непринужденной атмосфере. Так они хотя бы будут чаще вставать со стула и прогуливаться из одного помещения в другое.
Похожую задачу решает и создание уютных мест для краткосрочного пребывания людей. Каждому нужно иметь право на уединение — хотя бы для того, чтобы иметь возможность основательно подумать на стратегическими вопросами. Или иметь возможность позвонить родным без риска быть услышанным коллегами. Поэтому в каждом офисе желательно иметь небольшую комнату с мягкими диванами, которые будут использоваться сотрудниками для отдыха, приватных бесед и, возможно, медитации.
Офисное кафе
Исследование Университета Мичигана показало, что постоянный шум на рабочем месте, с которым приходится сталкиваться работникам в традиционных офисах, приводит к гипертонии и сердечной аритмии. Кроме того, чрезмерный шум, когда кто-то говорит по мобильному телефону, кто-то печатает стопку бумаг на принтере, а кто-то ругается с коллегами, способен вызывать депрессию, утверждают эксперты.
Тем не менее, довольно большое число творческих людей любят работать в кафе, где есть постоянный, но особый шум заходящих и выходящих людей, удобная мягкая мебель и обслуживающий персонал, подающий кофе. Почему бы не организовать такое рабочее пространство в своем офисе?
Компания New York’s miLES воссоздала в своем офисе атмосферу кафе в полном соответствии с популярной городской кофейней. Поэтому в одной части офиса сотрудники имеют возможность бездельничать и обсуждать друг с другом рабочие моменты, а в другой — сосредоточенно работают над проектами. Экспериментом в компании довольны: говорят, работники стали намного продуктивнее. На похожий эксперимент решились и в Cisco.
Отсутствие традиционных рабочих мест
Во многих американских офисах становится очевиден новый тренд: каждый раз, приходя на работу, сотрудник имеет возможность сесть там, где ему вздумается, а не там, где его рабочее место. Таким образом, в ходе нескольких экспериментов сотрудники могут выявить, где им работается лучше, а где — хуже. Если за «хорошее» рабочее место (например, у окна) будет существовать конкуренция, то право сидеть там получит сотрудник, который приходит на работу пораньше, что справедливо.
40 — 60% времени работники общаются исключительно с теми, кто находится в непосредственной близости от них. И лишь 5 — 10% работников готовы переговариваться и что-то обсуждать с коллегами, которые сидят в двух рядах от них. Подружиться с кем-либо на соседнем этаже? Но это сделать непросто. Поэтому каждый сотрудник должен иметь право не просто сидеть там, где он хочет, но и менять свое рабочее место хоть каждый день.
Кристиан Каталини, доцент Массачусетского технологического института, говорит о том, что в академическом городке в Париже над учеными провели эксперимент: специалистов из разных областей, которые прежде были размещены в разных зданиях, перемешали друг с другом. Результат: ученые стали проводить намного больше разных интересных экспериментов. Аналогичным образом сотрудников разных отделов в произвольном порядке рассадило и руководство рекламного агентства из Нью-Йорка MODCo Media. Результат креативности работников превзошел все ожидания.
Передвижная мебель
Еще один способ реализовать это на практике принцип «удобных соседей» — использовать передвижную мебель. Специалисты известной американской студии Steelcase, занимающейся производством мебели, утверждает, что при использовании компактных столов на колесиках сотрудники смогут не только рассаживаться так, как им удобно в настоящее время, но и организовываться в группы, в которых рядом будут находиться сотрудники, совместно работающие над одним и тем же проектом. Это позволит им работать продуктивнее, а при необходимости пообщаться не кричать через весь офис, отвлекая других сотрудников. Статичные рабочие места — принцип прошлого.
Исследование, проведенное консалтинговой компанией McKinsey, развеяло миф о том, что инновации рождаются в головах «одиноких гениев». Эксперты считают, что лучший способ заставить сотрудников мыслить более творчески — рассадить их рядом с теми коллегами, с которыми они бьются над решением общей задачи.