Сюрреализм возник там, где закончился дадаизм. Появление сюрреализма было органичным и цельным и как отрицание дадаистической деструкции, и как отталкивание от кубизма с его ориентацией на предметность, материальность и жесткую стилистику, но не от его ориентации на общечеловеческие ценности.
Основоположником сюрреализма стал французский поэт, писатель и философ Андре Бретон. Выход в свет – это появление Первого манифеста. Однако делать отсюда вывод о том, что практика сюрреализма возникает на основе теории, было бы неверно. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Здесь они также намечены, поэтому сюрреалистические работы узнаваемы. Их отличают абсурдные, нелогичные сочетания разнородных форм, изощренность фантазии и, как правило, профессионализм: высокая живописная культура, умело построенные композиции, точный рисунок, превосходная фактура, лепка формы, чувство линейного и пространственного ритма; нередко — талантливые цветовые решения, и во всех без исключения случаях — запрет на реалистическую трактовку темы.
Бретон, будучи врачом по образованию, и прошедший Первую мировую войну, открыл для себя книги Зигмунда Фрейда и подметил, что новые художественные темы и сюжеты надо искать внутри себя. Подсознание и сон стало главным источником вдохновения.
Изменчивость, текучесть спонтанно возникающих видений — определяющие моменты теории сюрреализма — находят отражение в его стилистике. Округлые, пластичные, текучие, каплевидные, одутловатые формы — не единственные, но наиболее яркие стилистические особенности работ Танги, Миро и Дали. Эти особенности отличают также многие сюрреалистические работы Пикассо, Эрнста, Магритта, Арпа, А.Горки, О.Домингеса, В.Паалена, В.Фредди, В.Браунера, М.Хиршфельда и других, менее известных художников. Творцы стали изучать творчество душевнобольных людей.
В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы. Художественная деятельность руководствуется стремлением объективировать-материализовать бессознательное, психическое нутро. Автор Первого манифеста сюрреализма А.Бретон описывает новый творческий метод как “чистый психический автоматизм посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли”. Далее поясняется, что психический автоматизм отличается от “классического” творчества тем, что он свободен от контроля разума, то есть в идеале свободен от моральных, эстетических и каких-либо иных интересов. Грубо говоря, художник изливает свое подсознание, не контролируя процесса.
По мысли теоретиков сюрреализма, целью творчества должно быть не отражение или отображение окружающей реальности или представлений о мире, а контакта с “высшей реальностью”, областью структур бессознательного.
Теория, поддерживающая свободу творческого процесса от каких бы то ни было контактов с внешним миром, от какой бы то ни было эстетической ангажированности, возникла не случайно. Место для этого направления было подготовлено глубоким кризисом религиозного и научно-философского сознания. Наиболее сокрушительный удар по фундаменту западноевропейской философии нанесли философско-поэтические выступления Ницше. Так же как марксистская, мысль Ницше была особенно эффективна в ниспровержении устоев.
К моменту выхода Манифеста сюрреализма было уже ясно, что это новое течение, провозгласившее абсолютную свободу творческого процесса, не могло затронуть СССР, так как здесь в это время усугубляется подчинение художественного творчества идеологическим нормативам). Как и в других подобных случаях, ссылки сюрреализма на науку — дань времени.
Основные свои сборы сюрреалисты проводили свои встречи на так называемых «снах наяву». Они старались играть в игру, отключать сознание и логику и записывали мысли.
Дали, которого не было среди пионеров сюрреализма с момента его появления в Париже, стал одним из тех, чье творчество органично воплощало эстетическую поэзию нового движения. Нагромождение видений, фантазмов в его картинах объединено, “облагорожено” натуралистически выписанной фактурой.
“Все, на что я претендую в живописи, — пишет он, — состоит в том, чтобы материализовать со всей яростью империалистической точности образы конкретной рациональности”. Его представления о методе, о том, что должно быть объектом художественного творчества, полностью соответствуют теории и практике сюрреализма. Запрет на реалистический метод, на сюжетную законченность звучит у него так: “Если вы понимаете свою картину — вам лучше не писать ее…”, “Вы должны выполнять свою работу как бы в полусне, убаюкиваемые легкими ветерками воспоминаний…”
Восприятие сюрреалистической картины должно быть свободно от каких-либо вспомогательных знаний или отсылок. Картины Магритта, Х.Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода или ключа для разгадки. Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. Магритт упрекал критиков, пытавшихся “расшифровывать символику” его работ. “Они ищут комфорта”, — говорил он. Из его пояснений следует, что его картины, будучи отображением иной реальности, не могут быть объектом философского дискурса. “Их цель, — говорил он, — привести мысль в состояние паники… заставить зрителя думать о Смысле, т.е. о невозможном”.
Сюрреализм стал одним из крупнейших художественных течений XX века. Хочется сделать выводы, что отказ нового искусства от традиций и переход к полной свободе – недоверие разуму и попытка уйти в личностную реальность.
Последующим этапом, который позволил сюрреализму принять новую форму, стало появление абстрактного американского искусства. Многие художники под влиянием психоанализа и своего бессознательного выплескивали на холст различные аморфные и беспредметные образы.