24 октября в арт-центре «Перинные ряды» открылась выставка известного бельгийского художника сюрреалиста Рене Магритта «Вероломство образов». Публике были представлены 48 лучших литографий из частных коллекций.
Увидеть картины этого таинственного автора в России очень тяжело, так как в запасниках музеев их нет, а последняя выставка Магритт была в 1998 году. Поэтому эта выставка является отличным шансом для знакомства с творчеством этого восхитительного и признанного мастера сюрреализма наравне с Сальвадором Дали.
Работы, представленные на экспозиции, характеризуют расцвет творчества художника, написавшего данные картины примерно в период с 20-х вплоть до своей смерти.
В некоторых проскальзывает влияние Дали и Пикассо, но все же видна четкая линия, по которой двигался тогда Рене Магритт, общавшийся с сюрреалистами, но отказавшийся признавать психоанализ в искусстве, в отличие от Андре Бретона, с которым он дружил, но через некоторое время их дороги разошлись.
В картинах Магритт можно заблудиться, так как это просторный, широкий и запутанный лес, высокий и темный как лабиринт. Фонарями служат предметы и образы, изображенные художником. В них прячется сокрытый мотив, а так же сочетаются абсолютно несовместимые на первый взгляд вещи. Рене говорил, что в предметах нет никакой связи между картиной и изображением на холсте и названием, это четко видно в работах «Это не трубка» и «Это не Яблоко».
Художник шел к откровенности и чистоте образа, задавая тем самым вопрос зрителю. Ответ может быть абсолютно любой, и не важно, сошелся он с замыслом Магритт или нет.
Рене Магритт был любителем путешествий и обожал литературу, многие работы на выставке связаны с лесом, морем, кораблями и его впечатлениями от произведений любимых авторов, к слову Магритт обожал Эдгара По.
Он хотел заставить погружаться зрителей в поэтический шок, добавляя к картинам собственной поэзии.
Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.
Он стремился разрушить привычное представление об известных и понятных предметах, тем самым позволяя посмотреть на это в новом измерении.
Одна их характерных черт творчества Магритт : простота и четкость образа, который художник не искажал как его коллеги и друзья сюрреалисты. Ничего не расплывалось, не убегало, не летало или не имело форму другого предмета.
Единственный способ понять мир сновидений и фантазий Магритт – остаться на выставке наедине с картинами и разумом, который попробует помочь ответить на вопросы мастера.