«Импрессионизм – это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности»
В.Н.Прокофьев
Одними из первых, кто начал долгую борьбу с академизмом и архаизмом в живописи, были французские импрессионисты, художники, вдохнувшие в реалистичную живопись новую силу. Импрессионизм можно считать ответом творческой интеллигенции на застой, царствующий в изобразительном искусстве и своеобразной шоковой терапией для него.
Мир, который художники-импрессионисты сумели увидеть в более натуральном и солнечном ракурсе, чем это было принято до них, встретил их крайне с недоверием, даже враждебно. Многие живописцы испытывали финансовые трудности и нужду. Но это не останавливало тех, кто писал свои картины на основе мимолетных впечатлений и восхищения сиюминутной красотой неба, леса, моря и людей.
Девизом импрессионистов вполне могло бы стать выражение «Остановись, мгновение, ты – прекрасно», принадлежащее Фаусту. Оно, как нельзя лучше, раскрывает глубинную сущность и искренность импрессионизма. Умение жить здесь и сейчас, в моменте, а не копаться в прошлом или мечтать о будущем – признак глубокой мудрости.
Желание наслаждаться и восхищаться каждый моментом, способность увидеть его суть и оценить красоту даны не каждому. На этом основаны древнейшие духовные знания различных философий, и это сумели понять импрессионисты. Человек рождается из поколения в поколение, чтобы восхищаться окружающим миром и испытывать счастье в каждый миг своей жизни – такова высшая цель бытия, провозглашенная ведическими знаниями.
Импрессионисты видели прелесть каждого мгновения движения природы, они с любовью наблюдали за игрой облаков и солнечных лучей в небесах и кронах деревьев, в морских волнах и складках женских платьев. И они нашли выразительные средства, чтобы передать свои ощущения и светлую радость на холсте. Правда, прошло несколько десятилетий, прежде чем общество изменилось настолько, чтобы воспринять позитивную энергетику картин художников-импрессионистов. Ведь зарождался этот стиль искусства в очень непростое время.
Ветер перемен, принесенный молодыми живописцами Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега качественно изменил французскую живопись. Он обогатил ее новыми оттенками, непосредственностью созерцания жизни, схематичностью и отрывочностью композиций, оригинальностью ракурсов и иллюзорной зыбкостью форм.
Импрессионисты старались запечатлеть на полотнах мимолетные мгновения, так же как работают теперь фотографы. Сюжет для них умер – они искали его повсюду: улицы, берег моря, лес, закат на пляже, пристани..
Одним из главных правил была игра тени и света, создание «живых солнечных зайчиков» на обычных предметах. Они первые, кто взяли мольберты и этюдники и вышли на улицу писать в моменте, в живую. Так появился термин – пленэр. Художники понимали, что снег не белый, трава не зелёная, а небо не голубое, ведь все состоит из тысячи цветных точек.
Импрессионисты стали использовать краску из тюбиков, и следующим нововведением было использование чистого цвета, без смешивания различных оттенков. Они последовательно стремились сделать свою палитру светлей и ярче. Их живопись полностью свободна от коричневых, черных и землистых красок. Классическая музейная сухая чернота была сдвинута с пьедестала. Ее место заняли цветные тени и искрящийся, чистый свет.
Новое использование красок подразумевало и новую живописную технику – письмо мазком. Художники стали наносить краску прямо с палитры не смешивая на холст, точечными мазками, при отсутствии целостной композиции в такой работе на первый план выходит фрагментарность и живость работы, написанной на открытом воздухе.
Импрессионизм зарождался во второй половине XIX века в Париже. В то время существовал Салон, принимавший картины многих художников на выставки, среди участников были и будущие импрессионисты Моне, Мане и т.д.
Многим художникам отказали в участии и они сделали первый шаг – организовали выставку своих картин под патронажем Салона Отверженных, так они себя называли.
Через несколько лет состоялась первая официальная выставка импрессионистов, после которой у безымянного движения и появилось название «импрессионизм», т.е. впечатление. Название пришло от картины Клода Моне «Впечатление. Восход Солнца».
Общество среагировало бурно, яров и резко, критикуя и ругая, порицая молодых художников.
«Да разве это живопись»?, «У меня ощущение, что картина незаконченная, чем думал автор, когда ставил подпись»?, «Хаотичные разбросанные мазки- это разве искусство?»- вот примеров отзывов, которые оставляли посетители на выставке, даже не стесняясь говорить это в лицо художникам.
Период французского импрессионизма считается завершающим этапом развития академического периода в искусстве. Став самодостаточным и ярким направлением в живописи, он подготовил предпосылки для возникновения новых течений в искусстве, таких как экспрессионизм, фовизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм. Вся кладовая искусства 20 века вышла из пейзажей импрессионистов.
Бесспорной заслугой импрессионистов, рисовавших свои мимолетные впечатления, стало освобождение живописи от устаревших эстетических принципов и канонов.
История рассудила французских художников и отвергающее их общество. Дальнейшее развитие изобразительного искусства показало, кто был прав. Кому теперь, кроме искусствоведов, известно имя Луи Леруа, придумавшего пренебрежительное, на тот момент, слово «импрессионисты». А имена Эдуарда Моне, Клода Моне, Эжена Дега и других мастеров импрессионизма золотыми буквами вписаны в историю мирового искусства.
Цитата: “Ветер перемен, принесенный молодыми живописцами Клодом Мане, Огюстом…”
Идиот, может, сам повесишься…
Моне и Мане – это два разных человека. И Мане – это ну совсем не Клод.
Исправили! спасибо за внимательность!