Публика, художники, да и просто ценители прекрасного привыкли к фовистам, которые смело и дерзко экспериментировали с цветом и формой. Синяя обнаженная женщина или красный мужчина больше не удивляли никого. Мир начал привыкать к новому в искусстве.
Новыми экспериментами занимались бывшие фовисты Жорж Брак, Анри Дерен, Морис Вламинк и т.д. Тяжелой артиллерий в этой художественной войне стали испанцы Пабло Пикассо и Хуан Грис, причем первый из них стал и первым в новом появившемся направлении.
Первая работа в стиле кубизм – «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, была написана в 1907 году и наделала много шума в богемной среде. Сейчас, с появлением многих направлений, медиа-искусства, инсталляций и перформансов, она выглядит традиционной. Но для тех времен это принципиальная работа для раннего авангарда и модерна. Реакция друзей Пикассо последовала очень быстро: «Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой» – говорил Вламинк.
Не менее прохладно отреагировал и Бра: «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину».
Эта картина поставила много вопросов, которые будет решать в дальнейшем кубизм. В ней отсутствует тень и перспектива, массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции нарушены, плоскость и тела рассечены на несколько сегментов, а лица напоминают африканские маски.
Эти грубые, страшные и нечеловечные женщины ознаменовали первый период развития кубизма – сезанновский.
Сама фигура Поля Сезанна парадоксальна в развитии искусства XX века. С одной стороны, он – представитель классической и традиционной школы, но с другой – прародитель раннего авангарда. На него ссылались кубисты, фовисты, экспрессионисты, абстракционисты, и даже супрематисты.
Кубисты взяли у него нарушение перспективы, показ предметов с нескольких ракурсов, цветовую сдержанность, весомость и устойчивое расположение предметов и объемность форм. Одно из правил кубизма- следование правил геометрических форм и изображение предметов в виде квадратов, кубов, конусов.
Термин «кубизм» был дан журналистом Луи Вокселем, который в те же годы окрестил смежное направление – фовизм.
Неудивительно, что с появлением таких картин, в обществе стали звучать крики о смерти искусства. С одной стороны, они вернули предметам объем, но с другой стороны, работали с этим, как с эстетической формой. Они стали дробить предметы на маленькие части, разворачивать и переворачивать их. Взгляд кубистов на предметы позволял зрителю понять форму, из которой состоят все предметы и вещи.
Аналитический кубизм 1910-1912-х годов привнес в искусство новый объект-коллаж. Вклеенные куски газет, рекламных плакатов, обоев, оживляли картину и давали новое дыхание работе.
Затем следовал новый период – синтетический кубизм. Полностью уничтожив пространство и объем, превратив их в множество простых геометрических предметов, кубисты решили из них собирать новые конструкции , ничем не напоминающие первые и родные исходники. Начинается движение в сторону беспредметности, но теряется революционный пафос, и кубизм начинает скатываться к декоративности. Так, на свет был рожден рококо-кубизм. Например, в аналитическом кубизме художники делили предмет на маленькие части, а в синтетическом из них делали новые формы, а в новом виде кубизма началось свободное комбинирование разных пластических элементов, полностью лишенное образа реальности или законченности.
Кубизм, родившийся в условиях общего сильного кризиса буржуазной культуры, был разрывом с традицией реалистического и академического искусства. Бунтарский, анархистский индивидуалистичный кубизм выделялся своим тяготением к аскетичности формы и цвета, а также к простым и элементарным предметам: гитара, кувшин, скрипка, дерево, стул. Если живопись одного из первых новых направлений импрессионистов проходила через цвет, то живопись кубистов проходила через объекты и пространство.
Кубизм нашел правильные отношения между человеческим «я» и вселенной и миром. Он упразднил «я» как внутренний мир человека, личности. «Я» в кубистическом произведении не проекция мира, а условие, при котором сама проекция была возможна и реальна. Грубо говоря, при кубизме, личность не может страдать; может страдать человек, страна, партия, класс, монарх, друзья, но не кубист. Кубизм – бунт личности.